В соответствии с законодательством РФ Организации, независимо от форм собственности, обязаны осуществлять воинский учет работников (п.п. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон № 61-ФЗ)).
Организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) и Положением о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение № 719) (п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ).
Законодательством РФ, регламентирующим ведение воинского учета организациями, а также Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не предусмотрены исключения для субъектов малого предпринимательства в части ведения воинского учета. Данный вывод подтверждается мнением представителя Минтруда России А.В. Безлера, высказанным 09.04.2014 г.
- «… в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, воинский учет граждан организуется и ведется в соответствии с законодательством РФ».
Воинскому учету в организации подлежат, в частности, граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), к которым в т.ч. относятся граждане мужского пола, пребывающие в запасе (п.п. 6 п. 1 ст. 8 Закона N 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ, п.п. «б» п. 14 Положения № 719).
Граждане, из числа которых создается запас ВС РФ, перечислены в ст. 52 Закона № 53-ФЗ. Возраст граждан, пребывающих в запасе, приведен в п. 1 ст. 53 Закона № 53-ФЗ и он превышает 30 лет.
Штраф на организацию и на руководителя непосредственно за не постановку на воинский учет не предусмотрен действующими нормами КоАП РФ и не был предусмотрен редакцией статей КоАП РФ, действующими до 01.10.2023 г.
В отношении штрафа на организацию и на руководителя за непредоставление сведений следует учитывать, что размер административной ответственности изменился с 01.10.2023 г.
Согласно действующим с 01.10.2023 г. нормам административная ответственность предусмотрена за:
- Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 350 000 до 400 000 руб. (ст. 21.1. КоАП РФ).
- Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 21.4. КоАП РФ). Ответственность за данное правонарушение на организацию ст. 21.4. КоАП РФ не предусмотрена.
До 01.10.2023 г. административная ответственность была предусмотрена за:
- Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.1. КоАП РФ в редакции до 01.10.2023 г.). Ответственность за данное правонарушение на организацию ст. 21.1. КоАП РФ не была предусмотрена.
- Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4. КоАП РФ в редакции до 01.10.2023 г.). Ответственность за данное правонарушение на организацию ч. 3 ст. 21.4. КоАП РФ не была предусмотрена.
В качестве должностного лица может быть привлечен руководитель, ответственный за состояние воинского учета, осуществляемого организацией (п. 9 Положения № 719, п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Срок давности привлечения к ответственности по нарушениям в области воинского учета – 3 года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ).
Административное правонарушение, выразившееся в не направлении в установленный срок в военный комиссариат сведений не является длящимся и срок давности по нему начинает течь по прошествии данного срока (п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 по делу N 16-289/2020).
Учитывая, что проверки военкомата осуществляются не в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, штраф может быть назначен за каждый факт непредставленных сведений при условии, что на дату выявления военкоматом конкретного нарушения по нему не истек срок давности – 3 года (ч. 1, 5 ст. 4.4., ч. 1 ст. 4.5., п. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ, п.п. 19 п. 3 ст. 2 Закона N 31-ФЗ, п.п. 12 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», Письма Минобороны России от 13 сентября 2017 г. № 207/2938, от 01.12.2021 г. № 315/2/5053, Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 по делу N 16-289/2020).
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 1, 2 ст. 1.7. КоАП РФ).
Таким образом, на правонарушения, совершенные до 01.10.2023 г., штрафы в повышенном размере налагаться не должны. Однако практика применения новой редакции КоАП РФ в сфере воинского учета на данный момент не сформировалась, поэтому пока неизвестно, будут ли военкоматы пытаться привлечь к ответственности по новым штрафом за правонарушения, совершенные ранее.
В частной консультации от 2023 г. представитель Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В.И. Неклюдов отмечал следующее:
- «… по общему правилу организации обязаны в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата предоставлять сведения, необходимые для ведения воинского учета (п. 11 ст. 8.1 Закона N 53-ФЗ).
- В случае неисполнения работодателем данных обязанностей его действия, по нашему мнению, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ (если ответственность за непредставление сведений не предусмотрена ст. ст. 21.1 — 4 КоАП РФ), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб., а на юридических лиц в общем случае – от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 4.1.2 КоАП РФ).
- Таким образом, в случае несообщения организацией в соответствующий орган сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, а в случае непредставления или несвоевременного представления иных сведений (за исключением тех, за непредставление которых ответственность установлена ст. ст. 21.1 — 3 КоАП РФ) предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
- В качестве должностного лица к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ может быть привлечен руководитель организации (если будет установлена его вина в совершении правонарушения) или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации (ст. 1.5, примечание к ст. 2.4. КоАП РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19)».
Таким образом, существует позиция, что в случае непредставления сведений, ответственность за которое ст. 21.1. – 21.4. КоАП РФ не предусмотрена, может быть применена административная ответственность по ст. 19.7. КоАП РФ: наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.
В случае наличия статуса субъекта малого предпринимательства, при назначении административного наказания в виде административного штрафа необходимо учитывать правила ст. 4.1.2. КоАП РФ:
- административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (ч. 2 ст. 4.1.2. КоАП РФ).
- размер назначаемого административного штрафа не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.1.2. КоАП РФ).
За более подробной консультацией по вопросам Воинского учета обращайтесь к специалистам
«АКГ Бетроен»